В 2001 году бундестаг, бундесрат и правительство Германии направили в Федеральный конституционный суд иск о запрете НДПГ, однако в 2003 году последний прекратил дело, отказав истцам по формальным причинам. Bыяснилось, что большинство членов правления НДПГ, высказывания которых цитировались в обращениях в суд как доказательства враждебности правоэкстремистской партии по отношению к конституции, а также основной свидетель по делу оказались тайными осведомителями Ведомства по охране конституции, и кроме того, что чуть ли не каждый седьмой функционер партии является завербованным агентом спецслужб.

В начале декабря 2011 года, в связи с поимкой членов неонацистской организации «Национал-социалистическое подполье» (НСП), причастных к 10 убийствам (преимущественно, турков) и 14 ограблениям, министр внутренних дел Германии Ганс-Питер Фридрих выступил с заявлением, что постарается добиться запрета на деятельность НДПГ. Это вызвано тем, что в конце ноября 2011 года был арестован член НДПГ Ральф Воллебен, подозреваемый в причастности к 6 убийствам, совершенными членами НСП, а также одному покушению на убийство[11]. Также Фридрих заявил о подготовке плана юридического запрета НДПГ, который он собирается представить на конференции премьер-министров федеральных земель, которая пройдёт 22 марта. На этой конференции должен начаться сбор информации, по которой можно начать юридический процесс против НДПГ. Будут проведены поиски фактов, потдверждающих связь партии с НСП.

В декабре 2012 года бундесрат принял решение о подаче в Конституционный суд запроса с требованием запрета НДПГ (NDP). Однако, в апреле 2013 года большинство депутатов бундестага не поддержало предложение социал-демократов и "левых" об обращении в Федеральный конституционный суд с запросом о запрете НДПГ (NPD). Выступившие в ходе дебатов представители фракций всех политических партий практически единодушно дали НДПГ характеристику как правоэкстремистской, враждебной конституции организации. Депутаты пояснили, что отклонение предложения о подаче иска связано исключительно с юридическими аспектами проблемы.